В этот учебный год Момская СОШ работает под флагом 95- летнего юбилея и приглашает все население района включиться в это памятное благое дело. По традиции в ноябре запланировано проведение юбилейных мероприятий для обучающихся, а в конце февраля — традиционная встреча выпускников! Незаметно пролетят пять лет, и будем отмечать столетний юбилей начала образования в нашем районе! И уже сегодня мы даем старт подготовке к этому грандиозному событию.
А в эти дни мы еще отмечаем и 20-летие нашего школьного музея. Могу с уверенностью сказать, что почти все население села, гости района получают не только удовольствие от посещения нашего музея, но и заряжаются особой энергией ностальгии по школьным годам, встречи со знакомыми, родными лицами на многочисленных стендах и альбомах, желанием поделиться добрыми воспоминаниями обо всем, что связано с нашим районом. Я пишу эту статью на русском языке, потому что география проживания наших выпускников (о чем мы в свое время с Зоей Мосенковой провели исследовательскую работу) очень обширная. А связующим звеном их всех, родителей, учителей, является наш школьный музей. Они постоянно интересуются жизнью своей второй малой родины, поддерживают наши проекты, при необходимости оказывают посильную помощь, за что мы им всегда благодарны.
Сегодня я делюсь радостью наслаждения от своей работы в школьном музее и, в первую очередь, благодарю его создателей – ярких, творческих учителей истории Заслуженного учителя РФ Антонину Германовну Степанову и Почетного работникаобразования РФ Наталью Дмитриевну Васильеву! Это они сподвигли весь коллектив на это благое дело и к 75- летнему юбилею школы открыли школьный музей. Первым экспонатом стал, бережно сохраненный дочкой, фотоархив учителя, директора школы Калугина Г.М., который рассказывает о первых учителях и учащихся нашего района. Несомненно,волнует душу каждого посетителя экспозиция «Красногалстучная Пионерия», потому как настоящие лидеры – вожатые Н.Н.Сукуева и Н.Д.Васильева сохранили знамя пионерской дружины, а также главные атрибуты –горн, барабан и плакат торжественного обещания пионеров. Альбомы, рапорты, книга вожатого, пионерские журналы и газеты тех памятных годов становятся историческими документами для поисковой работы обучающихся. Все экспонаты музея истории школы хранят душевное тепло их творцов, потому что все стенды, макеты, буклеты, альбомы- это результат совместной работы нашего дружного коллектива. Когда приезжают на малую родину, выпускники обязательно заходят в свой музей, с радостью узнают свои работы и наслаждаются счастьем школьных лет. Один из любимых экспонатов – это сборник газеты «Школьный вестник”- настоящий кладезь истории школы с 2007 года! Я искренне благодарна А.И.Терешкиной — инициатору, А.В.Андрееву – учредителю и Е.С.Старковой – первому редактору газеты, которые создали особую творческую группу активистов школьной жизни, и наша газета стала “ историей мира, в котором мы живем…”
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность наших детей. Все согласны, чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях – бывших и настоящих выпускниках школы, — тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа, школы. МБОУ «Момская средняя общеобразовательная школа» имеет много добрых традиций. И мы об этом постоянно рассказываем, продолжаем, передаем следующим поколениям. В духе времени появляются и новые, которые тоже становятся частью истории школы. Это любимые всеми соревнования «Хотугу Хоһуун», конкурс «Ученик года», меценатское движение, школа лидеров “Дархан”, соревнования по футболу на призы директора и общешкольный ыһыах.
Музей истории школы — не только хранилище истории школы, это и творческая лаборатория – объединение заинтересованных учителей и обучающихся, занимающихся проектной деятельностью. Эти проекты краеведческого плана направлены на увековечивание имен наших земляков и воспитание бережного отношения к их памяти: «Край родной, навек любимый», «Вот моя деревня», «Имя в истории района», «Имена на карте нашего поселка».Итогами самых значимых проектов стали издания книг и альбомов, таких как: «Момская средняя школа. История и современность», «Книга педагогической славы МСШ», «Поклонимся великим тем годам…», « О школе с любовью», «Путь в бессмертие», «Загадочная Северная Помпея», « Золотые» выпускники школы» и соавторство районных изданий «Эдэрсааспыт комсомол», «Мы знамя Победы в руках пронесем». Наш музей как часть открытого образовательного пространства является координатором деятельности школы с другими образовательными и общественными организациями. Получает дальнейшее развитие связь с патриотическим поисковым клубом «Куликово поле»Чесноченской СОШ Липецкой области, где похоронен наш М.Д.Черемкин.
В форме отчета можно написать много о формах и методах работы нашего школьного музея, но моя цель поделиться наслаждением от творческого дела, которое испытывает учитель, с возрастом переходящий на другую сферу педагогической деятельности. Музейная педагогика позволяет организовать эффективную учебно-воспитательную среду для формирования творческой личности, объединяет деятельность детей и взрослых, а значит, сохраняется связь поколений, воспитываютсянравственные качества и патриотизм.И в этом я вижу смысл моей работы.
Я благодарю свой родной коллектив за душевный праздник в мою честь – возведение на Педагогический Олимп и призываю население района включиться в юбилейный марафон навстречу к вековому юбилею школы, а значит, началу образования в районе.
Антонина Ильинична.