Каждый год второе воскресенье августа, в День строителя, мы вспоминаем наших дорогих родителей – работников строительно-монтажного управления, СМУ-11 города Иркутска Министерства гражданской авиации, Юрия Михайловича и Клавдию Андреевну Петровых.
Когда закончили плановую реконструкцию авиаполосы в Амурской области, (в то советское время участок носил гордое имя – Байкало-Амурская магистраль), моим родителям, предложили на выбор два объекта: строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта «Мома» в ЯАССР и аэропорта «Мама» на севере Иркутской области. Решимости и смелости поколению, рожденному в годы Великой Отечественной войны, было не занимать, выбор оказался в пользу Якутии, и мы отправились в неведомые дали. Наверное, немалую роль сыграла рекомендация врачей ‒ одна из младших сестер страдала бронхиальной астмой, и нужно было менять климат. Волею судьбы, через Чульман, Якутск, Усть-Неру в далёком 1980 году, 21 марта, мама и пятеро детей, младшенькой которой не исполнилось и двух лет, ступили на момскую землю. Отец добирался до Момы наземным путем, перегоняя из Иркутска технику – огромный МоАЗ-6014, по-простонародному ‒ скрепер, длиной 12 метров, а ширина и высота 3,5 метра, на котором впоследствии и трудились они с мамой круглосуточно. В бригаде работников СМУ «покорителей севера» были Макаровы, Цукановы, Довгань, Ивановы, Чернобров и другие, но самая большая семья были мы – Петровы.
В день нашего приезда был солнечный день. Уставшие, но счастливые от того, что больше никуда не надо ехать, мы пребывали в состоянии эйфории, шокированные происходящим: звучала громкая музыка, народ веселился, по аэродрому, маневрируя между АН-2, резво носились оленьи упряжки, местные жители были в красивых, колоритных национальных костюмах. Оказалось, в этот день праздновали «День оленеводов». Младшие братья и сестры уже размечтались о том, что в школу и детский сад будут добираться на оленях. Первые впечатления просто зашкаливали! Помню, как на тентованном уазике нам пришлось делать с аэропорта до улицы Спортивной три рейса, так как мама везла с собой не только наши нехитрые пожитки, но и два мешка, укутанных в спецодежду, семенного картофеля и запчасти для скреперов. Весной распахали целину и высадили картофель. Скептики с недоумением и удивлением говорили, что прямо на земле ничего не вырастет, что надо стеллажи мастерить. Но времени и материалов не было, поэтому экспериментировали на свой страх и риск. Какая была радость осенью, когда из двух высаженных мешков картофеля собрали двадцать один! Помогать выкапывать урожай прибежали все соседские дети! Первым богатым урожаем угощали всех соседей и просто знакомых. Тогда так было принято, каждый делился, чем мог.
Огромное трудолюбие родителей, любовь и забота о нас всегда приучали заниматься огромным домашним хозяйством. Сразу по приезду в Мому они построили две большие теплицы,завели живность ‒ коров, свиней, кур, кроликов. Всей семьей летом косили сено, осенью папа добывал зайцев, ловил рыбу. А как он умел гастрономически мариновать и коптить рыбу, мясо и даже курицу! Помню, как мама каждый раз из отпуска привозила разных питомцев – черепашек, кроликов, хомячков, канареек и попугайчиков, и дети с удовольствием ухаживали за ними. Родители наши были очень доброжелательные и заботливые, они успевали всё: выполнять свою ответственную работу в срок, вести большое домашнее хозяйство и воспитывать детей. Трудолюбие, честность, порядочность, родители прививали нам с пелёнок. В двенадцатиквартирном доме мы жили коммуной: Винокуровы, Сидоровы, Черемкины, Кондаковы, Апросимовы, Шахурдины…У нас были самые лучшие соседи ‒ все вместе ходили на нашу кормилицу «Ю» гору, собирали ягоды, грибы, устраивали праздники, накрывая столы по всему длинному коридору! Папа всегда шутил, иногда наши милые и добрые соседи не понимали, что это шутка и принимали всё всерьёз. Об этих веселых моментах нашей коммунарской жизни с теплотой вспоминали и родители, и старожилы-соседи. Славные были времена!
….Габариты и мощность любой техники есть в технических характеристиках, а, как и чем измерить человеческие ресурсы? Всегда поражалась тому, с какой любовью они занимались своей работой – посменно, круглосуточно строили взлетно-посадочную полосу, чтоб большие самолеты могли напрямую летать из Якутска до Момы. Папа увлекался тяжелой атлетикой, а здесь, в Моме, штанги и гири ему заменяли ремонт скреперов. Мама, хрупкая женщина, блестяще владела самыми мужскими специальностями: водитель 1 класса, электрик, электрогазосварщик. Помимо основной работы по строительству взлетно-посадочной полосы бригада благоустроила центральные улицы села, дорогу на «Ю» гору. По своей инициативе отсыпали дорогу до Тирехтяха, и дорога до Кумах-Сысы ‒ результат их неустанного труда. Теперь по этим направлениям растут аллеи тополей, семена которых попали с почвой. Эти тополя – своеобразные памятники нашим родителям, и, глядя на них, мы видим своих папу и маму, всегда оптимистичных, трудолюбивых, несгибаемых ни при каких обстоятельствах и радуемся, что их жизнь продолжается в внуках и правнуках.
Тридцать семь лет пролетело, как начали эксплуатировать новую полосу авиапорта «Мома». Кто помнит, как добирались до Якутска через Усть-Неру, тот меня поймёт, что это значит. Частичку своей души оставили мои родители в такой полюбившейся и родной Моме. И пока были живы, всегда говорили, что лучше места нет на земле ‒ с такими добродушными и открытыми людьми, с чистейшей, красивейшей, нетронутой природой. И это счастье, что они больше десятка лет трудились на благо нашего любимого села. Мы все учились здесь, мои сестры и братья закончили Момскую среднюю школу, ныне живут в Якутске и Иркутске. Мы все благодарны родителям, что в свое время они приехали в Мому. Здесь я встретила свою судьбу, и осталась жить в любимом Хонуу. Я очень горжусь моими родителями, и на душе теплеет, когда слышу: как ты похожа на маму! Нет ничего на свете дороже семьи, её ценностей, взаимопонимания, взаимоуважения, которые мы проносим через нашу жизнь, передаем детям и уже внукам.
Людмила ХАБАРОВА.