В современном мире невозможно представить жизнь человека без использования электроэнергии. Вклад энергетиков в обеспечении всех необходимых благ, в том числе света и тепла, без которых невозможно представить себе комфорт в домах, школах, больницах, учреждениях, работу котельных, трудно переоценить. Поэтому работа энергетика так важна и почетна, особенно на Крайнем Севере.
Электростанция – это сердце любого поселка. Она дает не только свет, но и тепло в дома. В рождественские морозы
встретились с Сергеем Геннадьевичем Бузановым, начальником электростанции села Хонуу.
— Расскажите немного о себе, Сергей Геннадьевич.
— Своей любимой родиной я считаю Момский район, здесь прошло мое детство, здесь живут мои родители. С 2003 года начал свою трудовую деятельность после окончания учебы в техникуме, где получил специальность автомеханика. В то время не было вакантных мест по специальности, поэтому трудоустроился в Момской РЭС машинистом. Здесь, в Хонуу, создал свою свою семью. Вместе с женой Евгенией растим детей, работаем.
Коллектив электростанции всегда отличался особенной атмосферой, работа на станции накладывает особую
ответственность перед населением, а значит нужно работать только на “отлично”. В работе всегда помогали старшие коллеги – Приходько Владимир Михайлович, Хабаров Леонид Николавевч, Виктор Васильевич, Николай Васильевич Птицыны, Трофимов Борис Исаевич, они то и помогли освоить новую специальность. В общей сложности на Момской РЭС работаю 21 год.
В сентябре 2022 года была торжественно открыта гибридная электростанция в с. Хонуу — это было долгожданное
историческое событие для района! Мне было оказано высокое доверие, назначен начальником электростанции в селе Хонуу.
-Сколько работников под Вашим началом?
— Всего в Момской РЭС работают 68 человек. Из них 16 человек под моим непосредственным руководством, это
заместитель по ремонту оборудования, механик, 5 бригад-дизелистов.Надо сказать, работают все с душой,
равнодушных людей на электростанции не бывает. Все работники большие патриоты нашей Родины. Четыре человека ушли добровольцами на СВО, но их рабочие места ждут. Сейчас вместо них временно приняты молодые ребята. Хочется отметить работу наших опытных коллег. Это Виктор Пилюченок, Александр Пилюченок, Игорь Симонов, Владислав Хабаров, Михаил Жирков, с ними наравне трудятся и молодые – Валерий Анисимов, Артур Фоменко, Михаил Садыков, Роман Дягилев. Гордимся и своими опытными водителями Иваном Кудашовым, Михаилом Бакуровым.
В работе электростанции главное дисциплина, доверие к друг другу, ответственность за порученное дело и конечно
же, любовь к работе! Работа требует постоянного повышения квалификации и мастерства, обучения, поэтому регулярно проходим тестирование, сдаем экзамены, ведутся тренировки, как на рабочем месте, так и отрабытываем действия на случай возникновения ЧС.
— Как начинается Ваш рабочий день?
— Рабочий день начинается в 8.45 утра, оперативные дежурные ДЭС докладывают о текущей обстановке, состоянии
оборудования, запасах топлива и были ли какие неполадки в технологическом процессе. Затем обязательная планерка у начальника Момской РЭС
— Работа на станции очень сложная и ответственная
— Да, работа очень ответственнная, особенно в зимний период. Зимой всегда очень высокие нагрузки на энергосеть, а значит и двойная ответственность у сотрудников. Нужно быть очень внимательным и уметь устранять неполадки в кратчайшие сроки. А летом у нас плановые ремонтные работы, нужно успеть подготовиться к зимнему периоду.
Дизелист или сменный моторист – это главный человек на станции. Особенность электростанции в том, что для
эффективной работы надо вести круглосуточное наблюдение, независимо какая мощность у станции и сколько
дизельных установок в работе. Под присмотром дизелистов находятся шесть дизелей, и каждый раз перед сменой надо осмотреть и принять. Несколько раз за смену сделать обход, непрерывно следить за напряжением, не допуская сбоя. В случае непредвиденной ситуации, аварии, быстро оповестить руководство, надо принять оперативное решение. Произвести остановку, найти неполадки, отремонтировать и запустить двигатель. Все это надо сделать в кратчайшие сроки. Кроме ведения контроля за работой генераторов требуется следить за уровнем топлива, обеспечением своевременного пополнения в емкости, вести производственные журналы. Необходимо контролировать температуру дизеля и не допускать его перегрева, отслеживать за качеством работы охлаждения, в случае неполадок сообщать ремонтникам.Станция работает круглосуточно и в смене работают 2 человека по 12 часов.
— Бывают ли проблемы с кадрами?
— Да, конечно, хотя в целом работают у нас десятилетиями, коллектив слаженный. В последние годы в стране
произошло перенасыщение юристами, экономистами, а людей с рабочими специальностями не хватает и основная
наша проблема — это нехватка водителей, особенно в период автозимника. Поэтому хочется пожелать нашей
молодежи приобретать настоящие мужские специальности – водителя, слесаря, автомеханика, сварщика. Эти
специальности всегда востребованы, хорошо оплачиваемые и нужные родному району. И еще хочу дать молодым
совет: не останавливаться на достигнутом, быть упорным в достижении цели, учиться и трудиться на совесть. Помнить, что любая профессия это практика, навык и опыт!
— И, конечно же, не удержусь от вопроса. Какие плюсы и минусы можете отметить между старой и новой
станциями? В чем преимущество новой станции?
— Да, безусловно, есть свои плюсы и минусы. Мощности старой электростанции уже давно стало не хватать в связи с
растущими нуждами Момского района, умощнением котельных, строительством новых объектов. Но это не значит, что старая станция забыта, это наша жизнь, со станцией мы учились, мы взрослели, это наша история. Старую станцию и ее оборудование мы все очень хорошо знали, могли, как говориться, до винтика, разобрать и собрать. А новая гибридная станция состоит из солнечной электростанции и дизельных установок. Автоматика станций настроена так, чтобы отдавать максимальный приоритет выработки электроэнергии солнечным панелям. Это дает внушительную экономию по нескольким параметрам – сберегает ресурс дизель-генераторов, снижается потребление завозного дизтоплива, моторного масла.
Все оборудование было протестировано и подготовлено к суровым условиям Заполярья с работоспособностью при
экстремально низких температурах. Первую такую электростанцию в Якутии построили в Верхоянском районе, с учетом замечаний и предложений проект нашей станции был немного усовершенствован. В настоящее время наш инженерно- технический персонал плотно работает со специалистами АО «Сахаэнерго» (Группа РосГидро) и компанией ООО «Комплексные Энергетические Решения» (Группа Арктик Пауэр Кэпитал) г. Москвы и Нижнего Новгорода, продолжает вносить свои предложения и замечания, выявленные в ходе эксплуатации станции. Так, например, впервые месяцы жители близлежащих домов жаловались на шум, вибрацию, поменяли глушители, усилили шумоизоляцию. С апреля по сентябрь в период максимальной солнечной активности, в дневное время генераторы могут не работать
– солнечная генерация может обеспечивать электричеством потребителей в полном объеме. Но все, же, максимум
нагрузки приходится на зимнее время, когда работают котельные, также потребляется больше электроэнергии
организациями и предприятиями.
Все это требует и роста нашего профессионализма. Так сейчас у нас два молодых инженера, АСУ ТП
(автоматической системы управления технологического процесса). Один приехал работать после окончания учебы — Ксенофонтов Юрий Васильевич, а второй наш земляк — Нартович Владимир Алексеевич учится заочно. Также наши специалисты постоянно на связи с разработчиками станции, учатся, делятся накопленным опытом, потому что много тонких технологических настроек и доступ имеется у разработчиков.
В заключение хочется сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО людям светлой профессии, несущим свет и тепло в наши дома!
Хочу пожелать отличной работы и безаварийных режимов, счастливой вам жизни без напряжений. Пусть все будет
ровно и стабильно!
Наталья Добрянцева