Что делать, если старшеклассник еще не определился с будущей профессией и экзаменами, которые ему предстоит сдавать? Что лучше выбрать для дополнительных занятий: частного репетитора или курсы образовательных учреждений?
Важные советы и ответы на эти вопросы дала декан факультета довузовского образования и профориентации Северо-Восточного федерального университета Светлана Федорова. По ее мнению, важно развивать сильные стороны своего ребенка, поддерживать все начинания, подпитывать его интересы и в любом случае уважать его выбор.
Из чего складывается формула успеха выпускника школы, и как федеральный университет помогает готовиться к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ и поступлению в вузы, она рассказала в интервью.
О подготовке к экзаменам и выборе профессии
Согласны ли с мнением, что в вузы можно поступить и без дополнительной подготовки, просто хорошо учась по школьной программе?
Безусловно, и детям, и родителям хочется верить, что школа подготовит к экзаменам и не нужно больше об этом думать. Кажется, так оно и должно быть, но на практике ситуация иная.
Во-первых, школьная программа не совсем подстроена под ЕГЭ. Многие темы, подробно изучаемые на уроках, не затрагивают вопросы госэкзаменов и наоборот, на вопросы, которые часто фигурируют в экзаменационных бланках, отводится очень мало времени для изучения. Но учитель в школе работает по программе, ему важно пройти все определенные темы за ограниченное время и передать обучающимся базовые знания. Большинство учителей обычных общеобразовательных школ готовят школьников не к максимальному баллу, а к порогу. Чтобы преодолеть порог, нужно хорошенько отработать простые задания, но вторая часть экзамена включает в себя задания повышенной сложности. Учителя редко рассматривают их в рамках обычных уроков. Чаще всего это либо остается на дополнительные часы, либо не рассматривается в школе вовсе.
Во-вторых, в стандартных школьных классах занимается от 25 до 35 учеников. Кто-то заметно убегает по вперёд, а кто-то отстаёт, у кого-то в приоритете получение аттестата, а для кого-то 60 баллов – достаточный результат. В таких условиях сложно предоставить индивидуальный подход ко всем школьникам.
В-третьих, в старших классах ежедневно школьники посещают 7-8 уроков – запомнить, осмыслить и удержать учебный материал по всем предметам довольно сложно. Более того, на ЕГЭ проверяются знания всей школьной программы. Значит, чтобы сдать экзамены, нужно повторить весь пройденный в школе материал по учебному предмету. В школьной программе времени на это нет.
Поэтому для получения высоких результатов на экзаменах необходимо дополнительно заниматься. Каждый выбирает сам, каким способом это сделать: самостоятельно, в школе на дополнительных занятиях, курсах или с репетитором.
О нюансах экзаменов и подготовки к ним
Есть ли изменения в ЕГЭ, ОГЭ в этом году?
Изменения в ЕГЭ по тем или иным предметам вносятся практически ежегодно. Меняются количество вопросов, баллов, критерии оценивания, убирают или добавляют те или иные темы. Это нужно, чтобы экзамен становился более объективным и мог проверить знания выпускников. В новом учебном году, к удовольствию выпускников и учителей, большая часть предметов не подверглась обновлениям.
Но исключением является русский язык, по которому в ЕГЭ произошли довольно существенные изменения. Что касается ОГЭ, то одно из важных изменений также коснулось русского языка. К примеру, девятиклассники больше не смогут использовать в сочинении такие жанры, как комикс, аниме, компьютерные игры и т.д.
Услуги по подготовке к экзаменам предоставляются как групповые, так и индивидуальные. На что ориентироваться при выборе услуг?
Родители и школьники часто задаются вопросом, что лучше: репетитор или курсы? Родители часто подвержены стереотипам, часть которых укоренилась очень прочно. Например, репетитор – это дорого, но качественно. На мой взгляд, хороший репетитор и хорошие курсы – равноценны. Главное – определиться с целью: для чего нужны дополнительные занятия? К примеру, если для сдачи экзамена с высоким результатом нет необходимости повторять весь материал, а нужно восполнить конкретные пробелы по отдельным темам или наоборот – пробелов очень много, то это – к репетитору. Опытный репетитор, опираясь не только на знания школьника, но и на его психологические особенности, мотивацию или отсутствие ее может построить индивидуальную траекторию занятий.
Ключевое отличие подготовительных курсов от индивидуальных занятий заключается в последовательной проработке всех тем, которые будут на экзамене. Курсы ориентированы на школьников со средним уровнем знаний, что дает возможность группе двигаться вместе. Также занятия в группе мотивируют подростка не отставать от остальных. Что касается преподавателей, то лучше ориентироваться на педагогов, которые погружены в актуальную ситуацию с ЕГЭ, имеют понимание требований, критериев, знают «ловушки» заданий.
Об услугах ФДОП для школьников и выпускников прошлых лет
Какие услуги для выпускников школ и учащихся предлагает ФДОП СВФУ? Насколько эффективны подготовительные курсы и куда ребята поступают?
У факультета многоаспектная задача, которая направлена на формирование качественного контингента студентов, то есть на привлечение в университет способных и талантливых школьников, выпускников колледжей, а также на «взращивание» своего абитуриента. Для ее решения мы работает по трем основным направлениям. Это – организация курсов по подготовке школьников и выпускников прошлых лет к экзаменам, проведение различных интеллектуальных конкурсов федерального уровня, помощь в профессиональном самоопределении.
Факультет традиционно организует различные мероприятия для школьников, выпускников прошлых лет, выпускников колледжей, родителей, учителей, в том числе подготовительные, развивающие курсы, профориентационные проекты, олимпиады, лектории для родителей и другое.
Подготовительные курсы мы организуем для учащихся 9 и 11 классов, выпускников колледжей. Это полные, интенсив, экспресс, каникулярные курсы с различной длительностью. По заявкам отдаленных школ проводим подготовку школьников к экзаменам в дистанционном формате. Для детей участников специальной военной операции есть бюджетные места.
Выпускники прошлых лет обучаются на подготовительном отделении, которое ориентировано как на граждан России, так и на иностранных граждан. В прошлом учебном году на подготовительном отделении по пяти профилям обучались ребята из 21 улуса республики и 16 зарубежных стран.
Слушатели обучаются как на платной основе, так и на бюджете. На бюджетной основе могут обучаться 13 категорий граждан, в том числе дети – сироты, инвалиды, демобилизованные солдаты, участники СВО и их дети и др. Все они получают стипендию и обеспечиваются общежитием.
На наших курсах работают опытные преподаватели, которые часто приглашаются для работы в экспертных комиссиях ЕГЭ, знают злободневную повестку по экзаменам, проводят курсы повышения квалификации для учителей. Наше отличие от других курсов в том, что в учебный план включаются встречи со специалистами по профориентации, знакомим с актуальной информацией по правилам поступления в вузы, индивидуальными достижениями, которые могут дать дополнительные баллы, проводим семинары по стрессоустойчивости, симуляции экзаменов с бланками и другие мероприятия.
Поступают ли выпускники факультета в СВФУ?
Успешное завершение обучения зависит не только от преподавателя, но и от мотивации самих ребят, их включенности в процесс. Практика показывает, что итоговую аттестацию на курсах получают 80-90% от числа записавшихся, из которых около 90% поступают в различные вузы и ссузы страны. Около половины слушателей курсов из числа школьников выбирают наш университет, а из числа выпускников прошлых лет, выпускников колледжей, иностранных граждан выбирают СВФУ до 75-80%.
На нашем факультете кроме информирующих, профилирующих профориентационных мероприятий мы реализуем консультативную профориентацию, что предполагает индивидуальную работу по запросу. При этом используются научно обоснованные тесты выбора профессии, которые помогают объективно оценить интересы, личностные особенности, способности подростка, соотнести их с тысячами профессий на современном рынке труда и дать рекомендации по формированию образовательного маршрута.
В целом, неплохо было бы пройти три этапа профориентации. Первый – узнай себя. Здесь необходимо разобраться в своих интересах, способностях, возможностях, что нравится делать, что получается. Второй – узнай мир профессий, какие нравятся, пообщайся с представителями профессий. Третий – примерь понравившуюся профессию на себя. И только потом выбирай учебное заведение, которое готовит данных специалистов, в зависимости от своих запросов.
Как поддержать ребенка?
Старшеклассникам важна поддержка родителей: и финансовая, и психологическая. Что вы бы посоветовали родителям подростков, которым предстоит выбирать направление для развития, будущую профессию, вуз, в который будут поступать. Что делать, если видение родителя и выбор ребенка могут не совпасть?
Золотые правила выбора профессии гласят: первое – на выбор профессии нужно время – это не сиюминутное решение, второе – к профессиональной самореализации, успеху приводит самостоятельное осознанное решение и третье –более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу людям.
Каждый ребенок талантлив, развивайте сильные стороны своих детей, поддерживайте их начинания, даже если они вам покажутся нелепыми. Интересы детей нужно подпитывать кружками, дополнительными занятиями, другими видами деятельности. Из сформировавшихся интересов, как правило, рождается будущая профессия.
Уважайте выбор ваших детей. У нас был случай, когда на консультацию пришла девушка, у которой многие родственники были медиками. Родители настаивали, чтобы она продолжила их дело, но сама девушка склонялась к техническому направлению. Да и комплексное профтестирование подтверждало ее устремления. В итоге девушка приняла в своем роде мудрое решение и выбрала медицинскую физику.
В университете реализуется достаточно много профилирующих, информирующих проектов для школьников. Приглашаю стать активными участниками этих мероприятий. Они как раз направлены на развитие детей, в частности на выбор будущей профессиональной деятельности.
Из истории ФДОП СВФУ
Факультет довузовского образования и профориентации берет свои истоки с подготовительного отделения, которое было создано в середине шестидесятых годов прошлого века и в обиходе назывался «рабфаком». Его задача состояла в подготовке молодых людей, имеющих два года стажа в промышленности, сельском хозяйстве или демобилизованных солдат к поступлению в вуз. «Рабфак» в свое время дал путевку в жизнь многим способным молодым людям, которые впоследствии состоялись как ученые, руководители, инженеры, юристы и др.
Источник: пресс-центр СВФУ